МБУК "Ключевский районный краеведческий музей"
Среда, 18.07.2018, 02:06
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [10]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Регламент учета и хранения музейных предметов
    03.02.2014, 23:13
    Регламент учета и хранения музейных предметов в фондовом собрании 
    муниципального бюджетного учреждения культуры 
    «Ключевский районный краеведческий музей»  


     
    Музей является основным хранилищем памятников материальной и духовной культуры и обязан обеспечить их учет, сохранность, изучение и пропаганду. 


     
    1. Общие положения.
    1. Директор музея, несет ответственность за создание необходимых условий по сохранности культурных ценностей.
    2. Директор организует профильное комплектование фондов, надлежащий их учет и изучение, а также полную сохранность в экспозиции и фондохранилище.
    3. Учет и хранение музейных фондов осуществляет хранитель фондов.
    4. Приём и сдача дел при смене хранителя фондов производится по актам, фиксирующим наличие и сохранность фондов, а также состояние их учета и хранения.


     
    П. Права и обязанности хранителя фондов
    5. Хранитель фондов несет непосредственную ответственность за их полную сохранность в экспозиции и фондохранилище. 
         Хранитель фондов обязан обеспечить учет       всех фондов музея в полном соответствии с требованиями настоящей инструкции:
    - правильное ведение, хранение всех учетно-хранительских документов;
    - хранение фондов в условиях, гарантирующих их сохранность;
    - приём фондов на ответственное хранение по соответствующим актам с перечислением всех принимаемых материалов и указанием их сохранности на момент приема.
    Примечание. Акт приема на ответственное хранение утверждается директором музея. Один экземпляр акта под расписку выдается заведующему фондами, второй хранится у директора.
    - сохранность и строгий порядок ведения учетно-хранительской документации музея;
    - регистрация всех поступающих материалов в учетных документах музея;
    - контроль за состоянием музейного оборудования, а также за состоянием запоров и пломб на шкафах, витринах и т.п
    - сохранность предметов основного фонда в экспозиционных залах, запирание и пломбирование залов по окончании работы музея, контроль за соблюдением противопожарных правил.
    Примечание. В случае крайней необходимости вскрытия хранилища или витрины в отсутствии хранителя фондов создается комиссия из 3-х членов совета музея. Вскрытие производится при обязательном присутствии директора. Причины и результаты вскрытия фиксируются в акте, который подписывается всеми членами комиссии и директором.
    - контроль за допуском посетителей в хранилище;
    - не допускать в хранилище посторонних лиц, не имеющих на то разрешения директора музея;
    - уборку фондохранилища, отвечающую музейным требованиям.
    6. Хранитель фондов имеет право:
    - требовать от руководства музея создания условий, необходимых для правильного хранения фондов, гарантирующих их от порчи и хищения.
    Примечание. В случае получения распоряжения директора музея, противоречащего настоящей инструкции, поставить в известность директора музея в письменной форме с неправильности данного им распоряжения.
    При отказе директора отменить его распоряжение хранитель фондами обязан сообщить об этом органу культуры, в котором он зарегистрирован.
    7. Хранитель фондов, допустивший утрату, хищение или повреждение предметов основного фонда музея, а также нарушение режима их хранения, несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
    8. Обо всех случаях хищения или повреждения предметов основного фонда директор музея обязан сообщить руководству органа культуры, в котором музей зарегистрирован, а также дирекции государственного музея, в котором предметы основного фонда взяты на государственный учет, в устной, а затем в письменной форме с приложением акта для принятия мер по розыску похищенных предметов.
     
    Ш. Состав фондов музея.
                      
    13. Собрание всех музеев состоит из основного фонда (фонда музейных предметов) и научно-вспомогательного фонда.
    14. Основной фонд (фонд музейных предметов) входит в состав музейного фонда РФ и является наиболее ценной частью собрания музея.
    К основному фонду относятся:
    14.1. в музеях исторического и краеведческого профиля


     
    - археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайные находки;
    - этнографические предметы, в том числе предметы народного быта;
    - нумизматические предметы и коллекции, предметы бонистики, сфрагистики, геральдики;
    - научные и бытовые приборы и инструменты;
    - образцы труда, образцы продукции;
    - оружие, знамена, обмундирование;
    - предметы быта и одежды, музыкальные инструменты;
    - произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, в том числе плакат и др.), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;
    - фотографические материалы, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;
    - книги рукописные, старопечатные, редкие издания XVII-XX вв.;
    - рукописные и печатные документы;
    - документальные и художественные материалы;
    - мемориальные предметы государственных и общественных деятелей, выдающихся представителей науки и культуры.
    14.2. в музеях (отделах) естественно - исторического профиля:
    - образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения, а также снабженные этикетками, гарантирующими точность определения;
    - уникальные объекты живой и неживой природы, например, редкие виды животных и растений, метеориты, кристаллы необычной формы и др.;
    - сборы крупнейших естествоиспытателей, имеющие научное или мемориальное значение;
    - образцы техники препарирования и научной таксидермии;
    - биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку, изученных музеем природных участков и основанные на подлинных, научно - обработанных материалах;
    - подлинные изобразительные материалы, характеризующие природные условия (картографические), фотографические и произведения изобразительного искусства;
    - письменные, изобразительные, вещевые памятники, отражающие историю естественных наук.
    14.3. в музеях (отделах) литературного, театрального, музыкального профилей:
    - произведения художественной литературы, драматургии и публицистики (рукописи, печатные издания с правкой или автографами автора, редкие печатные издания и пр.);
    - документы, характеризующие деятельность творческих коллективов, жизнь и творчество писателей, актеров, режиссеров, композиторов, музыкантов, театральных художников и их окружение;
    - произведения изобразительного искусства, фотографии, деятелей литературы, театрального и музыкального искусства, процесс их творчества, эпоху, в которой они жили;
    - эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов;
    - иллюстрации к литературным произведениям;
    - мемориальные предметы быта, предметы быта, характеризующие эпоху;
    - музыкальные инструменты, театральные костюмы и пр.;
    - фонозаписи и кинофильмы.
    14.4. в музеях мемориального профиля:
    - мемориальные предметы, принадлежащие меморируемому лицу или его ближайшему окружению (вещевые, изобразительные, письменные памятники, кино фотодокументы);
    - мемориальные предметы, относящиеся к меморируемому событию (вещевые, изобразительные, письменные памятники, кино фотодокументы);
    - произведения литературы и искусства, посвященные меморируемому лицу или событию.
    Хранить предметы, выполненные из драгоценных металлов и драгоценных камней или их содержащие (в том числе орденов и медалей, а также предметов древнерусского искусства) пройдя этап апробоции. 
    Хранение холодного и огнестрельного оружия, не пригодного к использованию, осуществляется только с разрешения органов МВД города (района).
    15. К научно-вспомогательному фонду относятся:
    - различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), копии, реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы, а также другие материалы, изготовленные или приобретенные музеем в процессе комплектования фондов, изучения или экспонирования музейных предметов;
    - образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и других натуральных материалов, подверженных порче и требующих частой замены.


     
    Отнесение предметов к основному или вспомогательному фонду в музее, производится на основании ежегодного предварительного заседания фондово-закупочной комиссии.


     
    1У.  Учет фондов.
    16. Все фонды музея, подлежат строгому документальному учету, обеспечивающему их юридическую охрану, а также создание условий для их изучения и рационального использования.
    17. Учет фондов предусматривает следующие этапы:
    - актирование всех поступивших в музей материалов;
    - регистрацию и описание материалов в Книге учета фондов.
    18. Актирование, поступивших в музей материалов. Все поступившие в музей материалы проходят актирование на постоянное или временное хранение.
    18.1.Акты составляются на все материалы, поступающие в музей от государственных учреждений, общественных организаций и отдельных лиц, а также материалы, передаваемые из других музеев.
             Акт приема составляется и оформляется немедленно (приложение№1).
             Для актов используются специальные бланки или чистые листы бумаги со штампом музея от руки шариковой ручкой в трех экземплярах. Один экземпляр хранится у директора музея для контроля, второй передается организации (лицу), сдавшему материалы, третий хранится у хранителя фондов.
              Хранение в музее материалов, не оформленных актами приема, категорически запрещается.
    18.2. Важное значение для анкетирования поступивших в музей материалов имеет наличие легенды, т.е. сведений об их истории (в том числе о месте и времени происхождения, связей с определенными историческими событиями и лицами, о времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления и т.д.)
             Описание в легенде может быть сделано как со слов бывшего собственника поступившего материала, так и на основе каких – либо письменных сведений о нем.
             Для массовых поступлений, экспедиционных сборов необходимо составлять коллекционную опись, которая является приложением к акту приема. Все поступившие материалы фиксируются в ней попредметно.
             Легенда записывается на отдельном листе бумаги или на оборотной стороне акта приема.
    19. Акты без подписей и утверждения директором, а также без штампа (печати) при которой действует музей, не могут быть приняты к исполнению.
    20. Выдача предметов основного фонда музея в постоянное или временное пользование другим музеям производится по письменному разрешению директора. Выдача оформляется актом выдачи (приложение №2), в котором оговаривается гарантия сохранности выдаваемых предметов и сроки их возврата.
    21. Выдача материалов научно-вспомогательного фонда в постоянное или временное пользование другим музеям производится по письменному разрешению директора и оформляется актом выдачи.
    22. Акты приема на постоянное (временное) хранение и акты выдачи на постоянное (временное) хранение нумеруются порядковыми номерами  раздельно. Номера актов временного хранения имеют шифр «ВХ».
    23. Акты постоянного и временного хранения подшиваются в два разных дела в хронологическом порядке (в порядке возрастающих номеров).
                 В конце года акты нумеруются по страницам, прошнуровываются, на обороте последнего листа делается заверительная надпись с указанием количества листов, которая скрепляется подписью директора и опечатывается. Акты хранятся у директора музея как документы строгой отчетности.
    24. Перемещение предметов внутри музея (для экспонирования, использования в научно-исследовательской работе) оформляется соответствующими актами выдачи.
    25. На утраченные, похищенные или сильно поврежденные предметы основного фонда составляются специальные акты. В таких случаях приказом по музею назначается специальная комиссия для выяснения обстоятельств пропажи, хищения, естественного, либо умышленного повреждения предметов.


     
    Регистрация и описание поступлений в Книге учета фонда. 
    26. Акты приема как первичные документы учета новых поступлений в музей являются основанием для их регистрации и описания в Книге учета фондов.
    Цель регистрации материалов в Книге учета фондов – зафиксировать все поступившие материалы под определенными порядковыми номерами, которые сразу же проставляются на них, и дать краткое, но достаточно характеризующее описание, исключающее их подмену, а в случае утери или кражи облегчающее также розыск пропавших предметов.
    Порядковый номер по Книге учета фондов, присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в соответствующей графе акта приема.
    Книга учета фондов имеет следующие графы:
    1. № по порядку;
    2. дата записи;
    3. время, источник и способ поступления, № акта, сопроводительные документы;
    4. наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место происхождения, надписи, подписи, размер, др.);
    5. количество предметов;
    6. материал и техника изготовления предмета;
    7. сохранность предмета;
    8. к какому фонду отнесен предмет (три колонки: основной, вспомогательный, др.);
    9. порядковый номер предмета основного фонда общественного музея по специальной книге учета в государственном музее;
    10. примечание (№№ актов о постоянной выдаче, № и дата документа – разрешения).


     
    27. Книга учета фондов должна быть до ее заполнения пронумерована, прошнурована, подписана и опечатана печатью организации, которой подчинен музей. Книга учета фондов хранится постоянно в помещении музея в сейфе или запираемом шкафу, ключи от которого находятся хранителя фондов. Переписывать Книгу учета фондов без согласования с руководством музея, не разрешается.
    28. Все записи в Книге учета фондов производятся без помарок и исправлений чернилами фиолетового, черного цвета. Категорически запрещается вырывать из нее листы, стирать и переправлять написанное. Исправления или дополнения допускаются в крайних случаях, делаются красными чернилами. При этом неверная запись зачеркивается таким образом, чтобы текст прочитывался, а над ним давались новые данные. Обо всех исправлениях делается соответствующая оговорка в графе «Примечание», которая заверяется подписью директора музея.
                В записи об исключении предметов основного фонда из собрания музея дается ссылка на письменное разрешение руководителя предприятия, учреждения, организации, при которой действует музей, а также музея, на государственном учете которого состоят предметы, и скрепляется печатью этой организации.
    29. До заполнения книги учета фондов во избежание ошибок при ее заполнении рекомендуется произвести описание предмета в учетной карточке, графы которой должны соответствовать графам указанной книги. Заполненные учетные карточки используются для составления необходимых для данного музея научно-справочных картотек.
    30. Запись в Книге поступлений фондов производится на основании всех сведений, имеющихся в акте приема, легенде (других сопроводительных документах) и тщательного осмотра предмета.


     
    Графы Книги учета фондов и порядок их заполнения:


     
    Графа №1. Номер по порядку.
    Порядковый номер дается каждому предмету, который становится его учетным обозначением. При групповых поступлениях каждый предмет получает дробный номер. Например, чайный набор будет иметь общий № 200, включает 12 предметов, т.е. 200/1-12 и далее каждый предмет получает свой порядковый номер: 200/1, 200/2, 200/3 и т. д.
    Графа №2. Дата записи.
    Проставляется дата регистрации предмета в книге.
    Графа №3. Время, источник.
    Когда, от кого поступил предмет (фамилия, имя, отчество; наименование учреждения, его адрес). Поступил в музей в качестве безвозмездной передачи, в результате экспедиции. Указываются: № и дата приема, все сопроводительные документы, прилагаемые к акту (легенды, дарственные записи и т.д.).
    Графа №4. Наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место происхождения, подписи, размер, вес и пр.)
    Наименование предмета начинается с главного предметного слова. Например, костюм мужской, часы ручные, куропатка серая и т. д. При описании произведений изобразительного искусства указывается автор и даты его жизни (если это известно), затем краткое описание (для живописи, скульптуры, сюжетной фотографии – описание сюжета). Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов заснятого лица; указывается место и время сделанного снимка (если известно); тип портрета (голова, погрудный, поясной, рост и т.д.). 
    Описание фотографий с групповыми изображениями включает общее наименование группы, поименное перечисление входящих в нее лиц слева направо с указанием должности (общественного положения).
    Описания фотографий, воспроизводящих события, производственные процессы, виды местности, предметы, начинаются с наименования сюжета.
    Описание документальных материалов, как опубликованных, так и архивных, начинается с указания фамилии и инициалов автора (или составителя документа), затем наименование документа.
    При отсутствии определенного автора описание документальных материалов начинается с названия самого документа.
    При описании книг, рукописей, документов, альбомов указывается количество листов.
    Если отсутствует точная датировка предметов, указывается приблизительная дата или дата со знаком вопроса (?).
    Важное значение имеет указание на назначение предмета, место его происхождения, историю бытования.
    В описании предмета фиксируются все надписи, подписи, знаки и иные пометы на предмете.
    Размеры предмета указываются в сантиметрах (для графики – миллиметрах) следующим образом: для прямоугольных предметов – высота и ширина; для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр; для объемных предметов – три измерения: ширина, высота, глубина. Высота статуи указывается вместе с плинтом, если они составляют единое целое. Размеры ваз определяются их высотой и наибольшим диаметром. Для произведений графики указывается двойной размер листа и изображения; для произведений живописи – размеры по подрамнику или по доске. Для костюмов даются размеры: ширина плеч или пояса и длина. При обмерах запрещается пользоваться мягким сантиметром.
    Графа№5. Количество предметов.
    Отмечается количество предметов, образующих одну единицу хранения. Например, чайный набор, состоящий из шести чашек и шести блюдец, будет обозначен в этой графе цифрой 12.
    Графа №6. Материал и техника изготовления.
    Регистрируется материал, из которого выполнен предмет, и техника его изготовления. Например, бронза – литье, медь – чеканка, фарфор – роспись надглазурная.
    Графа№7. Сохранность предмета.
    Фиксируется сохранность предмета при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета, переданного в фондохранилище или на экспозицию, а также на временное хранение в другой музей.
    В этой графе фиксируются все имеющиеся дефекты: прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, осыпи красочного слоя, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и т.п. при этом указываются места особенно значительных повреждений. Например, оторван правый угол, левый край покрыт ржавчиной; текст на 2-й странице утрачен. При отсутствии дефекта пишется «полная сохранность».
    Графа №8,9. К какому фонду относится предмет: основному, научно-вспомогательному…
    Принадлежность предмета к основному фонду или научно-вспомогательному определяется представителем (представителями) государственного музея, на учете которого находится основной фонд данного общественного музея. Представитель (представители) государственного музея, осуществляющий указанную работу, должен быть членом фондово - закупочной комиссии музея, который он представляет, и иметь на это письменное разрешение своей дирекции. 
    Отнесение предмета к тому или иному фонду отмечается к соответствующей графе (8 или 9) условным обозначением: о/ф – основной фонд, нв/ф – научно-вспомогательный.
    Каждая запись датируется и подписывается представителем государственного музея, определившего принадлежность предмета к тому или иному фонду.
    В соответствии с Типовым положением о музее, работающем на общественных началах, памятники истории и культуры, т. е. Основной фонд общественного музея, учитываются в специальной книге государственного музея соответствующего профиля по указанию органов культуры.
    Графа №10. Порядковый номер предмета основного фонда общественного музея по специальной книге учета в государственном музее.
    Все предметы основного фонда музея, работающего на общественных началах, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, регистрируются в специальной книге учета фондов в одном из местных государственных музеев (по согласованию с органом культуры).
    По мере проведения такой работы государственный музей представляет общественному музею списки предметов, взятых на государственный учет, с указанием их порядковых номеров и наименований. 
    В музее, работающем на общественных началах, порядковые номера предметов заносятся в графу №10 Книги учета фондов.
    Графа №11. Примечание.
    Помимо сведений о выдаче на постоянное хранение предметов (№ актов и документов, дата, наименование, разрешающие выдачу) в этой графе могут быть сделаны оговорки об исправлениях в описаниях др. граф, которые заверяются директором музея.
    Выдача предметов на временное хранение фиксируется в соответствующей картотеке или отдельной книге (тетради).
    31. В Книгу учета фондов записываются только предметы, поступающие в музей на постоянное хранение.
    32. Для предметов, поступивших в музей на временное хранение (для участия в выставках и т. д.), может быть заведена Книга временного учета фондов.
    Учетные обозначения
    33. Учетные обозначения наносятся на все предметы при их регистрации в Книге учета фондов. Учетное обозначение состоит из зашифрованного (сокращенного наименования музея и порядкового номера, присвоенного предмету по Книге учета фондов. Например, КРКМ.   52
    Здесь под КРКМ обозначается Ключевский районный краеведческий музей; 52 – порядковый номер предмета (книга, фотография и т. д.) по Книге учета фондов).
    34. По мере отнесения предметов к основному фонду или научно-вспомогательному фонду к учетному обозначению предмета в знаменателе добавляется обозначение «о/ф» или «н/ф». Например, КРКМ; КРКМ
                                   о/ф 52    н/в 53
    35. Учетные обозначения наносят на предмет тушью или типографской краской так, чтобы не повредить его и чтобы номер не бросался в глаза. На рисунках, фотографиях, документах, учетное обозначение пишется на оборотной стороне в левом нижнем углу простым карандашом. Пользоваться химическим карандашом запрещается.
    Если нанесение учетных обозначений наносит вред предмету или их невозможно написать на нем, то учетные обозначения помещаются на картонной бирке, которая суровой ниткой прикрепляется к предмету (как правило, к значкам, мелким предметам керамики и др.)
    На предметы из ткани нашиваются бирки из плотной материи с учетными обозначениями.
    Учетные обозначения монет, фото негативов пишутся на конвертах и пакетиках, в которых они хранятся.
    Этикетка складывается текстом внутрь и заворачивается вместе с предметом.
    36. Все предметы, составляющие единый тематический комплекс или коллекцию, регистрируются в Книге учета фондов под одним порядковым номером. Далее каждый предмет данного комплекса (коллекций) получает свой индивидуальный дробный номер.
    Например, 250/ 1-50, 250/3 и т. д. Здесь 250 – номер коллекции по книге учета фондов; 1, 2, 3 – порядковые номера предметов в данной коллекции (при этом порядковые номера предметов соответствуют их номерам по полевой описи).
    Вспомогательные формы учета
    Вспомогательные формы учета фондов проводятся с помощью справочных картотек. Справочные картотеки создаются для работы по подбору материалов для вновь создаваемых экспозиций, выставок, лекций, научной работы, проверки наличия фондов и т. п. 
    В музее, ведется учетная, тематическая, топографическая и др. картотеки.
    На каждый предмет, поступивший в музей, составляется карточка в нескольких экземплярах, по числу ведущихся в отделе фондов картотек.
    Содержание карточки отражает ее назначение, но в ней в обязательном порядке указываются учетные обозначения предметов и их место нахождения (в экспозиционных залах или хранилищах).
    Учетная картотека включает фонды музея в порядке их записи в Книге учета фондов. Эта картотека дублирует Книгу учета фондов и служит учетным целям. Наличие этой картотеки дает возможность ограничивать обращение к учетным документам, что обеспечивает их наибольшую сохранность.
    Топографическая картотека служит для регистрации сведений о движении предмета в музее. В ней указываются учетные обозначения предмета, его наименование и местонахождение в фондохранилище или на экспозиции с указанием номеров витрины, шкафа, полки, стенда и т. д.
    Тематическая картотека отражает тематические разделы экспозиции (темы, подтемы и т.д.).
    Карточки помещаются в картотечные ящики между разделителями в порядке, зависящем от назначения картотеки.
    У. Сверка наличия фондов с учетной документацией
    Музеи, работающие на общественных началах, обязаны не реже одного раза в три года проводить сверку наличия фондов с учетной документацией – переучет фондов.
    Переучет фондов проводится также при смене зав. фондами (хранителя фондов).
    В процессе переучета фондов проверяется состояние сохранности предметов, проводится сверка наличия предметов с записями в Книге учета фондов, актах приема и актах выдачи.
    Сверка производится комиссией в составе двух – трех членов совета музея и с обязательным участием хранителя фондов. Для сверки используется учетная картотека, на карточках которой отмечается наличие предмета и изменение его сохранности. Затем картотека сверяется с записями в книге учета фондов, в актах приема и актах выдачи.
    Результаты сверки фиксируются в специальном акте, который подписывается членами комиссии и утверждается директором музея.
    В том случае, если в результате сверки обнаружена недостача фондов, указанный акт (один экземпляр) прилагается вся необходимая документация и объяснительная записка директора музея о причинах утрат и принятых мерах.
    У1. Хранение предметов основного фонда
    Общие правила хранения
    Организация хранения фондов музея имеет целью обеспечить их сохранность (как в фондохранилище, так и на экспозиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создание условий для использования коллекций в работе музея.
    Помещение музея должно быть изолировано от жилья, снабжено противопожарным инвентарем и оборудованием. Противопожарный режим и порядок топки при наличии печного или электрического отопления согласуется с Государственным пожарным надзором. Требуется постоянное наблюдение за состоянием электросети.
    Для предупреждения хищений помещения музея в нерабочее время запираются. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решетками. Необходимо установление пожарной и охранной сигнализации.
    Для хранения не находящихся в экспозиции предметов выделяется отдельное помещение – фондохранилище, дверь и окна, которого снабжаются железными решетками. Доступ в фондохранилище строго ограничен и разрешается только в присутствии хранителя фондов.
    Если фонды музея не велики, то они могут храниться в рабочем помещении в сейфах и шкафах, закрывающихся на ключ. 
    Хранение музейных фондов требует определенной температуры и влажности воздуха. Несоблюдение правил температурно-влажностного режима является причинами разрушения предметов.
    Отклонение температурно-влажностного режима от рекомендуемых правил вызывают следующие изменения: при повышенной влажности возникает коррозия металлов (на железе – ржавчина, на бронзе – дикая патина), плесневение и обесцвечивание кожи и гербариев; активизация щелочных процессов стекла (появление радужной побежалости и расслоения); появление красных пятен, являющихся окислами железа, на некоторых породах мрамора; расслоение пористой керамики; образование складок и пузырей и отставание от стекол – у фотоматериалов; набухание и загнивание клея в живописи, бумаге и т. д. 
    При пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т. д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно при этом подвергаются разрушению предметы фанерованной и инкрустированной мебели, наборная кость, живопись, скульптура, деревянная резьба, покрытые грунтом и красочным слоем.
    В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях можно пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, размешенных вблизи отопления.
    Регулировать влажность воздуха можно и путем проветривания помещений. Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутренних помещений.
    Для защиты предметов от действия естественного света все окна в экспозиционных залах и фондохранилище должны быть снабжены шторами для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.
    Фонды музея необходимо защищать от воздействия пыли и различных вредителей: грызунов, жучков – точильщиков, кожеедов, моли и т. п. Особенно это касается предметов органического происхождения: тканей, бумаги, дерева, кожи и т. п. 
    Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов на открытом воздухе и удаление с них пыли, способствующей размножению вредителей.
    Для правильной организации хранения фондов большое значение имеет оборудование фондохранилища. Наиболее доступным видом оборудования являются стеллажи или полки, на которых можно хранить крупногабаритные предметы, не боящиеся света (керамика, стекло, металл). Но при этом недопустимо их совместное хранение, они должны быть размещены на разных стеллажах или полках, по возможности закрытых занавесками. Для хранения тканей, графики и др. используются шкафы с выдвижными полками или ящиками. Для хранения мелких объемных предметов применяются коробки соответствующих размеров.
    Все предметы в фондохранилище необходимо распределить на группы: по материалу, например, металл, дерево, керамика, ткань, пластмасса и т. п. На каждую полку стеллажа или шкафа прикрепляется топографическая опись с указанием учетных номеров и наименований хранящихся на них предметов.
    Правила хранения предметов разных групп различны: рукописные и печатные материалы хранятся в папках не подшитыми, не более 100 листов в каждой, желательно в порядке учетных номеров.
    Документы с нестойкой краской должны быть проложены листами чистой бумаги.
    Фотографии, если они составляют единый тематический комплекс с документами, хранятся вместе с ним, но вкладываются в отдельные конверты. Остальные фотографии нужно помещать в конверты и хранить в коробках или выдвижных ящиках в вертикальном положении.
    Негативы заворачиваются в мягкую бумагу, вкладываются в черные конверты и хранятся в вертикальном положении в коробках. На конверты наклеиваются контрольные отпечатки.
    Рисунки, гравюры, литографии, акварели и другие художественные произведения на бумажной основе хранятся в папках. Они вкладываются в паспарту из тонкого белого картона или прокладываются мягкой белой бумагой. Живопись развешивается на стенах.
    Материалы на бумажной основе складывать стопкой или перегибать нельзя, т. к. они могут разрушиться от собственной тяжести. 
    На папках и конвертах проставляются учетные номера, хранящихся в них материалов. В папки вкладываются описи, а на конвертах с фотографиями и негативами пишутся краткие аннотации.
    Монеты и медали хранятся в бумажных конвертах, которые в свою очередь вкладываются в коробки с разделителями. Наружная сторона конверта используется для написания данных о предмете. 
    Одежда подвешивается на специально подогнанных плечиках, концы которых обертываются ватой и обшиваются холстом.
    Минералы, палеонтологические и археологические коллекции хранятся в шкафах или стеллажах с выдвижными лотками или ящичками.


     
    Хранение предметов основного фонда на экспозиции
    Витрины и стенды с экспонатами в экспозиционных залах нельзя располагать вблизи отопительных систем, экспозицию размещают на местах, не освещаемых прямыми лучами солнца. Окна необходимо закрывать жалюзи. Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, фотоматериалов, тканей, графики, акварели, зоологические и ботанические коллекции и др.)применяются шторы и занавеси из плотного материала на витринах и стендах.
    При оформлении и монтаже экспонатов – подлинных документов, фотографий, произведений живописи, графики запрещается наклеивать сплошь на картон, подгибать, монтировать на не застекленных стендах, расшивать альбомы и изымать из них листы.
    Запрещается крепление предметов гвоздями, булавками, кнопками. Помимо механических повреждений (разрыв ткани, бумаги, трещины на дереве) они приводят к появлению ржавчины.
    На стендах документы, фотографии, рисунки монтируются с помощью «лапок». В связи с этим предмет сначала прикрепляется к картону, размер которого несколько меньше его размера.
    Крепление делается при помощи двух-трех «лапок» - полосок белой бумаги размером 1х4 см. «Лапки» складываются вдвое, одна их половина прикрепляется мучным клеем к верхнему краю оборотной стороны предмета, а другая – к верхнему краю картона. Затем картон небольшими гвоздями крепится к стенду, на который накладывается стекло.
    По желанию собственника предмета (предметов) они могут быть возвращены или оформлены актом приема в дар музею.


     
    Директор                                        Е.Б. Шрайнер
    Категория: Мои файлы | Добавил: Директор
    Просмотров: 1013 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: